Советы психолога

Рекомендации родителям учащихся 1 – 4 классов

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.
  1. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность. 
  1. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%. 
  1. Покупайте и дарите книги и развивающие игры. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение. 
  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе. 
  1. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
  1. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.   

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
  • Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;
  • Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи;
  • Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, книгами о школьной программе. 
  1. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить. 
  1. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи. 
  1. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает. 
  1. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его поведении.
  2. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.

Как относится к отметкам ребенка

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.
  • Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  • Есть сомнения - идите в школу и  попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.

Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. 

 

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают. 

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. 

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. 

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников. 

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Интернет-зависимость у детей и подростков

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

ПРИЗНАКИ

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

КАК БОРОТЬСЯ

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

7 правил взаимоотношений с ребенком

Первое

 

Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребенка. Маленький человек должен знать, что его любят таким, какой он есть, но это не значит, что родители не хотят помочь ему стать лучше. Ваше желание заниматься с ребенком,  должно быть совершенно искренним – вы с удовольствием с ними общаетесь, а не повинность отбываете.

Второе

Вы должны быть по-настоящему заинтересованы занятиями, ребенок почувствует, что вам это нужно, и будет стараться и ради себя, и ради вас. Ведь мама (папа, бабушка и т.д.) – это главный человек, и если маме интересно, то и мне тоже. А раз мама радуется, что я занимаюсь, значит, это действительно здорово!

Третье

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты…», «Лена считает до 100, а ты только до 10» и т.д. Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребенка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше», «Теперь это у тебя получается».

Четвёртое  

Отмечайте небольшие достижения ребенка, как громадные победы. Похвалить за дело – не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше все получится.

Пятое 

Старайтесь всегда объяснять ребенку, опираясь на понятные примеры, зачем он выполняет то или иное задание, что он узнает нового. При этом цель работы должна быть ясной и понятной.

Шестое 

Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному.  Выработка любого навыка идет постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые. Новые знания базируются на уже усвоенных.

Седьмое 

Помните, что  наибольшее удовольствие и наибольшая польза от той работы, которая проделана самостоятельно. Поэтому старайтесь давать ребенку возможность самостоятельных усилий и, следовательно, собственных достижений. 

Я пытался достичь сердца ребенка словами;

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами;

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?!» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, - сказал он, - поиграй со мной!»

Настройте ребенка на волну успеха

Не кажется ли вам, что постановка вопроса сама по себе слишком технична? Программирование – это обучение устройства действовать по шаблону и добиваться предсказуемого результата. Программу можно заложить в машину, которая является чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы имеют врожденные свойства, которые отличают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты характера. Канадские ученые исследовали более 100 пар однояйцевых близнецов и выявили у 85 процентов огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Известный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, роды и первый опыт «земной» жизни закладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, доверие к миру, оптимизм или пессимизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугубо индивидуальным. Причем задача родителей – прежде всего понять ребенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональную установку на успех. Иначе программа может «не прижиться» или даже навредить ребенку.

На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал известный психолог Эрик Берн. В своей книге «Люди, которые играют в игры» он показал, как формируется жизненный сценарий человека. По его наблюдениям, многие слепо копируют жизненную программу своих предков или же «встраиваются» в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родителей не мешает психологическая консультация, ведь, находясь в болоте собственного сценария, они не позволяют детям стать творцами собственной жизни.

Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ребенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмировало. Если речь идет об отказе от такого зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: «Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обязательно это сделать» или: «Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты будешь обязательно ими заниматься», то это может привести к печальным последствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, как надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: «…в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единственное, что у меня есть, - это жизненный опыт. И вот его-то я и хочу передать тебе…». Поэтому попытки воспитывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем жизненные сценарии.

Третья проблема родительского программирования – это бездумное следование авторитетам. Школа требует – подчиняйся. Бабушка опасается – выполняй. Как показывают исследования, 70-80 процентов успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько прозябают на средненьких должностях и жалуются на постоянную депрессию. И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самостоятельности и сметливости – во взрослой жизни ему приходится нелегко.

Как видите, основные ошибки родительского программирования сводятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются только истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Давайте же если уж программировать детей, то правильно.

Шаг первый. Поймите, что ему нравится. Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специалиста, ведь сами родители в душе уже видят сына или дочку спортсменом, адвокатом, художником… Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошкольник, о профориентации говорить рано. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

В каких занятиях ребенок неутомим? Обычно даже дошкольники проявляют свои склонности довольно четко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организовывать игры; строить конструкции; лицедействовать… Будьте внимательны: записывать в художники всех любителей рисования – преждевременно. Посмотрите, что изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. Подыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

Психолог поможет правильно интерпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специальных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лентяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специалистом в «чужой» области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

Развивать способности ребенка – не значит отстранить его от других видов деятельности. Например,  способному к шахматам мальчику все же нужно ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материально: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. «Побочным эффектом» от такого целевого развития будет ваше взаимопонимание.

Шаг второй. Избегайте негативных установок. Психологи много работают с родителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: - Что ж ты ничего не соображаешь? – Ничего у тебя не получится!

Опросы показывают, что около 90 процентов людей испытывают неуверенность в своих силах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у большинства неудачников есть своя «ключевая фраза», которую в подсознание заложили родители, и она давит на людей, когда им нужно принять решение.

Научитесь «ловить себя» до того, как с языка сорвалась негативная установка, и говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью «я-сообщения»: «Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала секцию и так ничему не научилась». Такая форма «я думаю, я боюсь» воспринимается как информация о вас, а не программа для ребенка – это очень важно.

Ограничьте указания с частицей «не». Приучите себя вместо «не шали» говорить «веди себя спокойно». Специалисты утверждают, что примерно в 95 процентах случаев дети не слышат «не» и не воспринимают программу. К тому же указание «что делать» всегда понятнее, чем «чего не делать».

Шаг третий. Говорите с ребенком на одном языке. У людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные дети набираются знания только из личного сенсорного опыта. Понаблюдайте за ребенком: возможно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример – такой анекдот: «Мама: «Сынок, давай, я в тебя верю!» Сын: «Мама, верят в то, чего не существует. А я – существую». Мама оперировала эмоциями, а ребенок – логикой. Ей следовало сказать: «Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь».

Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его «язык». Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объясните причины и следствия его поведения и ответьте на бесконечные «почему?» и «а если?». Деятельному ребенку дайте «пощупать» результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение «языковой проблемы»  - путь к успеху.

Шаг четвертый. Подавайте пример. Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диаметрально противоположные интересы и разные «языки», это вовсе не значит, что вы не сможете настроить его на успех. Известный психоаналитик Франсуаз Дольто в своей книге «На стороне ребенка» писала: «самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, - это показать, что они очень счастливы». Так что личный успех родителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возможен. Пожалуйста, будьте счастливы!

Как помочь ребенку адаптироваться после летних каникул

Для этого необходимо:

  • Соблюдать правильный режим дня.

Ученые выяснили, что здоровый и продолжительный сон не только влияет на нормальное физическое и психическое развитие ребенка, но и считается определенным фундаментом для продуктивной учебной деятельности. Глубокий и спокойный сон является признаком хорошей адаптации ребенка, а беспокойный сон должен насторожить родителей. Неспокойный сон, плохое самочувствие могут являться признаком тревоги, большого напряжения, дискомфортного состояния ребенка в школе.

Предоставить ребенку полноценный отдых. Активный отдых (особенно на свежем воздухе) лучше всего помогает подготовиться к предстоящей учебе. Мудрость гласит: «Хорошо работает тот, кто хорошо  отдыхает». Бесцельное времяпрепровождение может только еще больше утомить ребенка. Нужно ограничить время просмотра телевизора и игр за компьютером. Ребенок должен гулять на свежем воздухе (младшим школьникам рекомендуется ежедневно проводить на воздухе 3 часа, ученикам средней школы – 2 часа, а старшеклассникам – 1,5 часа).

В первый месяц учебы после летних каникул ребенку необходимо адаптироваться к школьной нагрузке, поэтому в сентябре не стоит загружать его дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо организовать так, чтобы он не бежал сразу после школы на другие занятия. Он должен пообедать, час-полтора отдохнуть (желательно на свежем воздухе) и только после этого можно приступить к домашним заданиям, которые необходимо выполнять в дневное время.

  • Создать для  ребенка ситуацию успеха.

Старайтесь опираться на сильные стороны ребенка, обязательно отмечайте даже незначительные его продвижения в учебе, сконцентрируйте свое внимание не на отметках, а на знаниях, которые он приобрел. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

Установить доверительные отношения с ребенком. Выясняйте, какие отношения складываются с одноклассниками и учителями. Обязательно проговаривайте его проблемы и пытайтесь их разрешить. Вспомните себя в детстве, как вы решали подобные проблемы и какие выводы сделали, показывайте пути выхода из затруднительной ситуации и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ошибочные шаги. Доверительные отношения с ребенком помогут ему лучше адаптироваться к школьной жизни и справиться с любыми трудностями.

Особенности переходного периода из начальной школы в среднее звено

Важный период школьной жизни – переход из начальной в среднюю школу. Происходит смена статуса: в начальной школе они были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в положении самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который необходимо быстро усваивать: то, что раньше давалось легко, теперь может потребовать больших усилий и навыков.

Родители также ждут перемен, особенно те, кто был неудовлетворен учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему и эти ожидания вольно или невольно передаются детям, и они тоже начинают ждать «новой жизни». Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности и ответственности, однако от этого не следует ожидать больших перемен.

Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе и практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома, но практика показывает, что это не всегда так и поэтому этот период справедливо считается кризисным, как для ребенка так и для родителей и учителей. Но именно сейчас ребенку необходима помощь, так как есть еще время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы, а зачастую раскрыть новые свои возможности и, возможно, по-другому выстроить свои отношения с педагогами и сверстниками.

Переходный период неизбежно связан с временным снижением успеваемости, временем на приспособление к новому темпу и стилю жизни, внешними изменениями, совпадающими по времени с началом физиологических изменений в организме детей, на что следует обращать серьезное внимание. Безусловно, все эти аспекты привлекают педагогов и психологов к изучению данной проблемы, тем более, что изучена она недостаточно полно.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребёнка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», то многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев,  сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); новые дети в классе (или ребенок сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются – возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объём работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Серьёзной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя и его компетентность в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к  своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения, как в начальной, так и средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако, если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, а именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Ребенок идет в школу

Начало школьных занятий – это самый ответственный период жизни первоклассника. Кончилась беззаботная жизнь, предстоят довольно сложные и серьезные испытания. Ребенок вступает в новый коллектив, надо подчиниться его дисциплине, приспособиться к новому режиму. Человек еще маленький, а обязанностей становится много, нагрузка на организм ребенка большая. Главное здесь переход от игры к труду, труду каждодневному, обязательному, длительному. Этот переход от игры к труду дается нелегко даже тем детям, которые подготовились к нему в детских учреждениях. Поэтому готовить к школе нужно всех детей, но, прежде всего тех, которые не посещают детский сад. Это вовсе не означает, что родители должны заменить учителя – ведь они не владеют методикой обучения, чтения и письма, которая принята в современной школе; тем не менее, мамы и папы должны постараться ежедневно заниматься с ребенком, чтобы приучить будущего школьника к усидчивости, тренировать его внимание. Первоклассник должен уметь сосредотачивать внимание непрерывно в течение 15-20 минут.

Следует уделить особое внимание развитию кисти руки ребенка. Физиологи доказали, что ей принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи ребенка. Хорошо развивает кисть руки рисование, лепка из пластилина.

Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Ее развитию и совершенствованию помогает заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов. Во время рассказа обращайте внимание ребенка на правильное произношение звуков и понимание содержания. Если у ребенка есть дефекты речи, заикание, неправильное произношение звуков, то это затруднит его обучение. Поэтому для правильного формирования навыков чтения важно еще до школы устранить у ребенка эти дефекты и обратиться за помощью к логопеду.

Один или два раза в неделю нужно заниматься подготовкой к письму. Следует помнить, что ребенок не может писать непрерывно более трех минут: он устает, появляются ошибки, поэтому через 2-3 минуты делайте перерывы. Занятия должны быть непродолжительными, лучше, если они будут проходить в игровой форме с обязательными перерывами. Малыша необходимо хвалить даже за небольшие успехи.

Готовьте  ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Чаще вспоминайте свое детство – это хорошая школа жизни.

Первый год обучения – это период адаптации ребенка к новым жизненным условиям и протекает он по-разному. Многие первоклассники долго не могут привыкнуть к новой обстановке. Им трудно сидеть на уроках, выполнять своевременно все задания. Некоторые ребята не способны наладить положительные взаимоотношения со своими сверстниками, либо с учителем, им нелегко освоиться в новом коллективе. Часть детей испытывают затруднения в учебе, не справляются с учебной нагрузкой. В ответ на новые требования к школе, в первые месяцы у ребенка могут появиться жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушается сон, нередко появляется чувство страха. Возникновение многих из перечисленных трудностей определяется индивидуальными особенностями ребенка.  

У многих детей шестилетнего возраста недостаточно развито внимание, что может быть связано с повышенной впечатлительностью. Непросто в первом классе так называемым педагогически запущенным детям, в воспитании которых допущены грубые отклонения. Чаще всего это относится к ребятам из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем и не занимаются воспитанием детей. У таких детей бедный запас знаний, они не подготовлены к школе и испытывают трудности в обучении.

У шестилетних детей сильно развита потребность в движении. При невозможности ее удовлетворить у них нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. По этой причине они на переменах бегают, шумят, дерутся.

Как же облегчить ребенку процесс адаптации к школе, который для большинства детей продолжается 1-1,5 месяца?

В первую очередь, ребенок должен чувствовать, что родители его поддерживают, верят в его старания, понимают важность его новых обязанностей и связанные с этим трудности. Безусловно, на первых порах у школьника не все ладится. Однако это не должно менять отношения к нему самых близких людей дома. Очень важно, чтобы оно всегда оставалось ровным, доброжелательным, подбадривающим. Как бы ребенка предварительно не готовили к новому режиму жизни и труда в школе, ему приходится осваивать все на практике. Родителям следует ежедневно вникать в школьные дела сына или дочери, интересоваться всем, что произошло в классе на уроках, переменках, во время прогулки. Порой не все, с чем ребенок сталкивается, он может правильно осмыслить. Например, ученик старался выполнить задание, но удалось ему это не очень хорошо. Ребенок пока понимает только то, что он приложил старания, а итог труда оценить полностью еще не в состоянии. Родителям при этом необходимо не упрекать ребенка за неважный результат, а похвалить за старание, и только после этого спокойно объяснить важность итога любой выполненной работы.

Если трудности адаптации связаны с поведением ребенка на уроках или во время перемен, наказывать первоклассника не стоит, мало эффекта дают и наставления в приказной форме. Лучше спокойно разобрать с ним ошибки в его поведении, чтобы он их понял и прочувствовал.

Облегчит адаптацию к школе хорошо продуманная обстановка дома. Школьнику необходимо отвести постоянное место для занятий. Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать его росту. Наиболее подходящим будет стол, высота которого на два сантиметра выше локтя стоящего рядом ребенка. Если стол выше, целесообразно под ноги поставить скамеечку, а на сиденье стула положить что-нибудь жесткое.

Нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок не наклонялся низко над книгой, тетрадью. Проверить, соблюдает ли ребенок расстояние от глаз до поверхности стола (самым удобным является расстояние в 30-35 сантиметров до поверхности стола) можно, поставить на локоть руку, кончики пальцев при этом должны касаться височной области головы, а глаза находиться на уровне большого пальца. Если ребенок постоянно пытается наклониться над столом ниже положенного уровня, необходимо обратиться к глазному врачу и проверить остроту зрения.

Стол ребенка должен быть хорошо освещен. Поэтому его лучше поставить у окна так, чтобы свет падал с левой стороны от сидящего за столом ребенка. В осенне-зимний период во второй половине дня одного естественного освещения недостаточно, и для работы школьника целесообразно использовать настольную лампу с абажуром. Поместить ее на столе нужно так, чтобы свет падал со стороны левой руки ученика. Для равномерного освещения стола, кроме настольной лампы, включают и люстру.

При чтении полезно приучать пользоваться специальной подставкой для книг, устанавливаемой под углом в 40 градусов горизонтальной поверхности стола, что облегчает работу глаз и делает ее менее утомительной.

Когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, шум в квартире будет мешать. На это время следует выключить телевизор, радиоприемник или другие источники звука, если они находятся в той же комнате, где рабочее место школьника, расположенные в другой комнате достаточно приглушить. Музыка или разговор отвлекают внимание, мешают сосредоточиться и поэтому повышают степень утомления ребенка от выполняемой работы.

Чтобы адаптация к школе протекала легче, чрезвычайно важно с первого дня соблюдать режим первоклассника. Такая мера предохранит его от переутомления. В режиме дня необходимо предусмотреть время подъема, приема пищи, занятий в школе, прогулок и подвижных игр на воздухе, выполнения домашнего задания, помощи по дому, гигиенических и закаливающих процедур, отхода ко сну.

В учебный период ребенок может смотреть телепередачи не более 20-30 минут и не чаще 2-3 раз в неделю, а в выходные дни до 40 минут. Помните: вечерние просмотры телепередач перегружают нервную систему ребенка.

Готовить уроки сразу после возвращения из школы не рекомендуется. Ребенок должен хорошо отдохнуть, поиграть на воздухе, чтобы снять усталость и восстановить силы. Физиологи установили, что физическая и умственная работоспособность детей в течение дня неодинакова. Наиболее высока она в утренние часы (8-11 часов), потом снижается, и новый подъем наступает к 16-17 часам. Именно в этот период рекомендуется первоклассникам браться за домашнее задание. После 30 минут работы ребенку необходим кратковременный перерыв (на 10-15 минут). Во время такого отдыха нужно обязательно встать из-за стола, походить по комнате, выполнить несколько физкультурных упражнений.

В период адаптации к школе не следует загружать ребенка занятиями в различных кружках, секциях. Интенсивные внешкольные нагрузки затруднят и затянут процесс привыкания к обучению в школе. Рекомендуется также избегать травмирующих медицинских вмешательств: лечение зубов, плановых хирургических операций.

Детям, а шестилетним в особенности, свойственна естественная потребность в движении, им крайне полезны подвижные игры, физические упражнения на свежем воздухе, что повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, укрепляет здоровье. В учебные дни шестилетний ребенок должен бывать на свежем воздухе не менее 3-3,5 часов.

Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда поступает ребенок, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям, они, плохие советчики. От вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

Выполняя все эти рекомендации, уважаемые родители, вы поможете своему ребенку успешно вступить в новый период его жизни, учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.

поделиться в: